Влияние изобразительной деятельности на воспитание и

развитие детей имеющих нарушения слуха.


З. А. Шарафутдинова, воспитатель высшей категории,

Берёзовский детский сад компенсирующего вида.


Всё чем занимается ребёнок в раннем возрасте, он делает творчески: двигается, общается, играет. Но не всегда это творчество заметно окружающим. Поэтому детские рисунки - уникальный способ понять, как ребёнок видит мир.

Изобразительная деятельность детей, которая увлекает всех без исключения, включена в программу не случайно. Ведь именно эта деятельность развивает все уникальные способности человека, в том числе творческое воображение и фантазию. Вместе с тем современные методические приёмы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Отсутствие слуха ставит ребёнка в трудные условия. Ребёнок, который не слышит звуков, хуже ориентируется в пространстве, меньше внимания обращает на удалённые предметы, позже начинает с ними действовать. В результате задерживается развитие восприятия и деятельности.

Наше детское дошкольное учреждение использует на занятиях по изобразительной деятельности авторские программы и систему занятий Г.С.Швайко, Е.А.Янушко, Р.Г.Казаковой, И.А. Лыковой. Эти программы предназначены для слышащих детей. Педагоги и воспитатели нашего учреждения адаптируют занятия по изобразительной деятельности для детей с нарушением слуха. Эти занятия помогают воспитателям сделать обучение детей лепке, рисованию и аппликации занимательным, интересным процессом и добиваться положительных умений и навыков, первоначальных представлений о разных видах и приёмах изобразительного искусства.

Практика показала, что детям нравится все нетрадиционное. Применения выше перечисленных авторов в условиях нашего детского сада для детей с нарушениями слуха, продемонстрировала возможность использования таких приёмов, как рисование пальчиками, ладошками, рисование на мокрой бумаге, кляксография, метод ниткографии, монотипия, пластилинография, закрашивания всей кистью, концом кисти, использование сырой картошки, выцарапывание, граттаж, метод тычка и т.д.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида более 28 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сама не понимала того, что ограничивала проявления творческих способностей, ставя их в рамки «показа», «образца», приёмов рисования и их последовательность. Теперь, используя новые интересные методики и техники по изобразительной деятельности, даю детям возможность самовыражаться, проявлять творчество, фантазию.

У детей 2-3 лет слабо развита не только изобразительная деятельность, но и мелкая моторика, поэтому формирующие движения сформированы недостаточно. А ведь в нашей работе главное, чтобы занятия по изобразительной деятельности приносили детям радость, положительные эмоции. Чтобы у детей не вызвать разочарование неудач, мы начинаем с младшей группы применять нетрадиционную технику рисования. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений – это тычок, примакивание, тампонирование, рисование пальчиками, ладошками. Все эти приёмы рисования стимулируют развитие мелких мышц кисти руки, поэтому впоследствии детям легче овладеть другими способами рисования. Эти методы и приёмы позволяют выявить индивидуальный уровень развития каждого ребёнка (темы рисования нетрадиционных техник: «Яблоко», «Солнышко». « Цветы», «Ягоды», «Грибы» и т.д.).

В средней группе дети используют эти же приёмы, усложняя рисунок. Например, совмещают трафарет и приём тампонирования, печать, обрывание бумаги, пластилинография. В процессе закрашивание тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объём, приближённые к реальным («Цыплёнок», «Идёт дождь», «Снеговик», «Снежный дом», «Пальма» и т.д.)

Детям постарше интересно использовать приём печать, метод ниткографии, монотипия, рисование восковым мелком или свечой, выцарапывание. А рисование приёмами, о которых говорилось выше, перейдут из независимых картинок в целые пейзажи («Подводное царство», «Звёздная ночь», «Утята на пруду»).

Также дети в подготовительной группе с большим удовольствием делают отдельные предметы, картинки, пейзажи путём выкладывания из крупы, шелухи, орех, фасоли, гороха («Птицы улетают на юг», «Сказочный домик зверят», собачка «Тузик», «Курочка Ряба»).

Планируя каждое занятие, мы продумываем методы, приёмы, виды работ, выбирая те, которые будут способствовать развитию познавательной и творческой деятельности детей на данном возрастном этапе, направленные на активизацию восприятия, мышления, так же включаем проблемные ситуации, которые требуют от детей самостоятельного поиска решения. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом, ситуация успеха способствует речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Таким образом, практика показывает, что использование инновационных методов и приёмов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми, имеющих нарушения слуха, отвечает задачам активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Наш опыт работы, показывает, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.



Наши партнёры