Игра дошкольника – способ познания окружающего мира


З.А. Шарафутдинова, воспитатель высшей категории,

Берёзовский детский сад компенсирующего вида



В жизни ребёнка дошкольного возраста - игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Анализируя состав воспитанников нашего учреждения можно сказать, что, как правило, к нам поступают дети с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекательностью, агрессивные или неуверенные в себе. Эти дети чаще всего не умеют играть не только по правилам и удерживать взятую на себя роль, но даже и с одной игрушкой. У одних слишком развита боязливость и склонность к страхам, у других – конфликтность со сверстниками, завышенная или заниженная самооценка, слабость контроля. Как помочь таким детям?

А, что, как не игра несёт в себе большой заряд положительных эмоций!

Руководство играми — трудное и сложное дело. Чтобы мастерски руководить играми, надо очень хорошо знать не только особенности игры и закономерности ее развития, но и детей, их возможности, потребности, интересы.

Как известно, игра имеет большое значение для развития речи не слышащих детей, однако, обучая их играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности требованиям формирования речи. В процессе проведения занятий нужно создать условия для проявления речевой активности у детей, помочь им выразить в слове их игровой опыт.

В условиях спонтанного развития игровая деятельность не слышащих детей не достигает необходимого уровня и вплоть до конца дошкольного возраста представляет собой отдельные игровые действия, носящие стереотипный процессуальный характер. Для того, чтобы превратить игру не слышащих дошкольников в ведущую деятельность, которая, как и в условиях нормального детства, могла бы оказывать всестороннее развивающее действие на психическое развитие детей, необходимо осуществлять с ними систематическую педагогическую работу. Поэтому в отличии от своих нормально развивающихся сверстников, не слышащие дети нуждаются в проведении с ними специальных обучающих занятий по игре.

Важно чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использую вопросы, подсказывающие новые действия.

Привлекаю  внимание детей к игрушкам, формирую предметные действия, показываю различные способы действий с одной игрушкой. Важнейшим условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаю устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксирую  на табличках и «прочитываются» совместно с детьми (т.е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними (Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест). Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими занятиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав, бах и т. д.), контура слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Воспитателю очень важно «подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Обучение не слышащих детей сюжетно-ролевым играм  начинается с куклы. Игры с куклами влияют и на развитие речи детей. Если в младшей группе  в игре дети отражают лишь отдельные моменты: «Кукла заболела»(мы ухаживаем за больной куклой, слушаем, укладываем спать), то в средней группе мы уже вводим роль врача. Врач принимает больных кукол, даёт лекарство, витамины. И уже в старших группах вводим роль аптекаря, медсестры, кабинеты разного назначения, т.е. они последовательно отражают весь уклад жизни. Соответственно, на каждом году обучения игры на одну и ту же тему нуждаются в разных словах и выражениях.

Ролевая игра – есть игра коллективная. В ней участвуют несколько человек. И каждый из участников выполняет свою роль. От того, как и какую роль выполняет каждый, зависит общий успех игры. Это способствует развитию коллективных взаимоотношений, поэтому  самыми распространёнными играми в старшей группе являются творческие ролевые игры, значительное место занимают также игры сюжетно-строительные игры из разных материалов. Богатство и разнообразие содержания игр определяются степенью детского развития и качеством воспитательного процесса. Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общение с товарищами - всё это позволяет ребёнку играть с удовольствием, в хорошем настроении

Для сообщения детям знаний о труде мы проводим  экскурсии  в больницу, аптеку, на почту, в школу, библиотеку и т. д. Ребята наблюдают за: трудом взрослых. Мы обращаем  их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, но и поясняем, как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд. А также обращаем внимание детей на вежливое обращение людей друг с другом.  Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, мы вносим картины из серии «Кем быть», «Строитель», «Аптека», «В библиотеке» и другие.   Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводим дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д. После экскурсий обязательно проводим беседы об увиденном с последующей зарисовкой: «Что мне понравилось?»

Ни одна сюжетно – ролевая игра не проходит без подготовки. Дети сами изготавливают атрибуты к играм, кошельки, шапочки, билеты, овощи-фрукты (из соленного теста), конфеты, печенье, рецепты, «таблетки» и т. д.

Особое место в жизни ребёнка так же занимают и театрализованные игры. Сколько здесь подлинных переживаний и чувств!

Игры-драматизации,  отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План  игры и последовательность определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст.   В практике нашего  дошкольного учреждения при работе с детьми в области театральной деятельности, мы опираемся на опыты работ Г.Чебанян, А.Красиковой. Соединив эти опыты воедино, мы активно используем в работе следующие виды театральной деятельности:

Собственный театр (кукольный, теневой, пальчиковый).

Игры-драматизации.

Сценический танец.

Ключевым методом коррекционной работы в процессе театральной деятельности с не слышащими детьми является сказкотерапия. Этот метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Так же в  театральной деятельности  мы применяем куклотерапию. Цель куклотерапи – помочь детям ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, разрешить конфликты в условиях коллективно творческой деятельности, развить речь. Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир.

Прежде всего,  мы позаботились, какие игрушки и пособия  необходимы для каждой возрастной группы, как того требуют методические рекомендации. Для младших групп подобрали игрушки крупных размеров, яркие, привлекательные, с помощью которых дети могли бы воспроизводить виденные ими действия: игрушки-вкладыши, разборные, заводные, действия с которыми полезны для знакомства со свойствами предметов и для развития движений.

 Сюжетно-ролевые уголки пополнили мебелью, атрибуты расположили так, чтобы дети могли играть подгруппами, не мешая друг другу. Следим за своевременным обновлением игровых уголков атрибутами и игрушками, согласно возрасту и году обучения.

Важное значение имеют атрибуты. Они хранятся в определенном месте, в специальных коробках, и всё  подписано, чтобы дети знали, где что лежит.

Материалы постоянно обновляются, меняются для того, чтобы не пропадал интерес детей к игре.

Ролевая игра вызывает речевую активность детей, сговор, игровые контакты с товарищами, передача своего настроения, замысла – все это положительно влияет на развитие связной речи детей.

Таким образом, повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При правильной организации, в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребёнка в целом.

 


Наши партнёры